На сайт-навигатор |
Цвето-геометрика стиха. |
Введение |
Новое*. |
Аннотация. Наряду с изложением основ стиховедения в монографии даются принципы построения геометрики и колористики стиха как дополнительного выразительного средства стихотворчества. Материал изобилует схемами, библиографией, собственными примерами, иллюстрирующими как теорию стиховедения, так принципы цвето-геометрики стиха. Возможно использование в качестве пособия для тяготеющих к стихотворчеству. |
Геометрика и колористика стиха. LAMBERT, 2012 Содержание. I. Введение. II. Метрика. III. Рифмика. IV. Строфика и композиция. V. Геометрика и колористика. VI. Заключение, словарь терминов. VII. Приложение. VIII. Дополнение. IX. Разное. |
shcheglov.clan.su/ в начало |
Цвето-геометрика стиха. Новое. Colour and Geometry of the Verse. New. |
Морище. |
|
Вдруг... Комментарий. Ослабление в графике и цвете морища до морюшка. Заключительный спондей Мелонгена - корабль юности, раковина карибского моря и пр. Перекличка цвета вдруг... увидел... и вдруг... Мелонгена... . Фоновый текст под цвет моря. |
|
ОПЯТЬ ни строчки, ни привета,
ОПЯТЬ остался без ответа -
ОПЯТЬ твое же на любовь,
ОПЯТЬ наложено вдруг
вето...
ВНОВЬ от недоброго навета,
ВНОВЬ в глаз, и прямо в бровь!
ВНОВЬ ли вернется к нам любовь,
ВНОВЬ...
кажется...
пропала...
где-то...
Комментарий. Нарастание темного вплоть до мрачного спондея по отрицательным мотивам в первой строфе, эффект пропадания во второй строфе.
КАК там погоды, КАК дела?
Вот то, что пишешь ты с утра...
Ответ простой – дела стоят,
КАК и кому ты пишешь ТАК?
И дождь - который день подряд,
Нам кто-то льет как из ведра,
ТАК вот. Пока ты пишешь ТАК,
тут МРАК !..
От ЧА ялся я ЧА сом,
ЧА й, напились вы ЧА ю!
А ЧА шки не разбились, ЧА й,
Я ЧА ю, кто попало пьет твой ЧА й,
Ты ЧА сто приве ЧА ешь невзна ЧА й,
ЧА евничая просто ЧА сто с кем-то, ЧА ю!
Ты ЧА сто приве ЧА ешь невзна ЧА й,
Я ЧА ю, кто попало пьет твой ЧА й,
А ЧА шки просто не разбили ЧА й,
И ЧА й, перепились вы ЧА ю?
От ЧА яние час от ЧА са!
Комментарий. Упражнения в слогистике и симметристике... Предлагается продолжить: чайник, отчасти, часом, отчаялся...
shcheglov.clan.su/ в начало |
Цвето-геометрика стиха. Избранное. Colour and Geometry of the Verse. Select. |
Поток тишины |
|
Поток звенящей тишины
Мне образ твой прорезался из тьмы,
Он настигает – глас могучий, Комментарий. Несистемная цвето-геометрика. Строфическое усиление, соответствующее нарастанию эмоционального состояния, нарастающий спондей фраз в заключительных стихах, сквозной по всем строфам. Межстрофическое созвучие по спондею... Вариант цвето-геометрики см. Лиро-драматичное. . |
|
Пространство
р
а
с
т  
я
н
у
л
о
с
ь
кашицей ,
Фигуры умолчанья...
здесь, сейчас...
Комментарий. Межстиховая перекличка, цвето-геометрическая интерпретация явлений по типу аллитерации, несистемный внутристиховой цвето-геометрический рефрен, с ослаблением, двойной спондей в заключительных стихах. Иной вариант колористики см. разд. Аллегорическое. |
|
ЖЕЛТЫЙ |
|
Комментарий.На фоне общего для текста строф шрифта - межстрофическая contr- цветовая, но pro- геометрическая, по шрифту, корреляция и усиление, по смыслу - то же, в финальном стихе. Цвето-геометрическая перегрузка, иной вариант цвето-геометрического разрешения см. разд. Философичное. |
Ты
темный ,
или
бледный ?
Комментарий. Демонстрационныe примеры. Комплексная несистемная цвето-геометрика, в двух последних случаях - примеры цвето-геометрической перегрузки. |
Саша Черный. Во имя чего? |
Пространство
р
а
с
т
я
н
у
л
о
с
ь
кашицей ,
Комментарий. Межстиховая перекличка, цвето-геометрическая интерпретация явлений по типу аллитерации,
несистемный внутристиховой цвето-геометрический рефрен, спондей с нарастанием в заключительном стихе, и др. |
Во имя чего там ласкают Союзно-ничтожную падаль? Во имя чего не желают, Чтоб все научились читать? Во имя чего казнокрады Гурьбою бегут в патриоты? Во имя чего как шарады Приходится правду писать? <1911> В сокращении. |
Царит в системе холуяж - Все холуи впадают в раж! Вы скажете, что за пассаж, Вам кажется, что тут мираж? Рядятся, ладят макияж, Советуют: тут смажь, подмажь - Начальству делая массаж, Им, иже, доставляя блажь... Вотще такой подхалимаж - Не избежать таким параш! Их ждет, увы, судьбы вираж - Им скоро выходить в тираж! |
|
Системе полный лишь дренаж - Что вряд ли – легкий ей помпаж Поможет - этим будоражь, Пройми ее и ошарашь!!! Внушит ли холуям мандраж Выше предложенный коллаж Иль автора лишь здесь кураж? Да нет! Здесь полный Охх...ж! К столетию стихотворения Саши Черного Во имя чего? |
Хромой... |
Громадный рост |
И ни на что мы здесь никак нЕ повлияем, |
Заметен длинный хвост... |
Комментарий. Усиление первоначально заданного слабо-серого к контрастно-черному цвету к финалу, геометрика, противофазный по цвету
цвето-геометрический спондей
в заключительных стихах, графика.
Беслан, Буденновск и Норд-Ост,
Чем не народа холокост?..
Хромой и злой, горбатый нос -
Заметен ...
Ч Ё Р Т А
длинный хвост...
* * * * *
Повержен праведников ряд,
В дома заложенный заряд...
И будто мы несемся в
А д
А д
А д
А д . . .
И... виден
Д Ь Я В О Л А
расклад...
* * * * *
Пока не взорвана Рязань,
Но распростерта туда длань...
Превзойдена давно уж грань -
Здесь ...
С А Т А Н Е
несется дань...
Комментарий. Внутри- и межстрофическая цвето-геометрическая перекличка фрагментов, цвето-геометрический спондей в
заключительных стихах, перекрестная геометрическая связь,
аллитерации, центральный спондей.
Пространство растянулось кашицей, Поникло время в нём совсем. Забвенья пепел черно-сер, И что-то, еще как-то, сложится . . . |
|
Пространство затлевает, кажется, Но ты не слеп отнюдь, не нем - Фигуры умолчания видны всем, И кто-то, всем нам, строит рожицы . . . |
Нац. идею вам подать?
Вот она - ни дать, ни взять:
Ба
нда ,
Бы
дло и
Ба
бло -
ВОТ, ИСКОМОЕ, ОНО!
* * *
Переставить не старайся,
Ерундой не занимайся!
Все срослось и симметрично,
Убедись сам в этом лично!
Ба*
Ба ...
Бы*
ли
Бы ...
Ба
Ба *...
ОДНОЗНАЧНО ВСЕМ ТРУБА !
* * *
* - Нет, картина не полна,
Я добавил бы:
Б л а ...
Б л а ... ...
Б л а ...
Б л а ... ...
Комментарий. Цвето-геометрическое усиление эмоционального состояния посредством рефрена,
как межстихового, внутристрофического, так межстрофического.
См. монографию автора, а также - по теме машинная графика >>
Введение >> Дополнительные материалы здесь на сайте.
Голова... |
Голова всех... |
Злоба этим миром правит, |
Голова всех построит... |
Что от этой ждать еще ...
Комментарий. Межстрофическая перекличка фрагментов и заключительного стиха,
цвето-геометрическая и смысловая симметрия, геометрика, цвето-геометрический спондей
в заключительном стихе, графика.
Фонтан Идей*
Н Е О Г Р А Н И Ч Е Н ...
Зато Пространство
ограничено,
у
сеч
ено, у контра
пу
плено...
Всё продано и куплено...
Вокруг активно - негативное,
Лишь тьма вокруг
Б Е С П Е Р С П Е К Т И В Н А Я ...
|
Поток звенящей тишины
Мне образ твой прорезался из тьмы,
Он настигает – глас могучий, Комментарий. Несистемная цвето-геометрика. Строфическое усиление, соответствующее нарастанию эмоционального состояния, нарастающий спондей фраз в заключительных стихах, сквозной по всем строфам. Межстрофическое созвучие по спондею... . |
|
Горюшко непроглядное... |
Непроглядка горечная... |
Солнечная!! Солнышко !!
Комментарий.. Серый "непроглядный" цвет текста мрачной фазы, и желтый, с усилением, вплоть до красного цвет светлой фазы стихотворения. Последние стихи обеих частей выделены и продолжены как колористически, так по смыслу. Заключительный red-спондей круглым шрифтом Areal - на оптимистичной ноте, то же - графика. |
|
И под Пёрселла, Корелли |
А метель им подвывает, |
|
Комментарий. Графика, цвет текста отражают настрой двухчастного материала, заключительные стихи обеих частей выделены и продолжены как колористически, так по смыслу. Дополнительно см. монографию автора. |
ОПЯТЬ
ОПЯТЬ, ОПЯТЬ, и ВНОВЬ, и ВНОВЬ, и ВНОВЬ!
ВНОВЬ от недоброго навета, |
Комментарий.
Цвето-геометрическая интерпретация по типу рефрена, то же - связь стихов, и слов с усилением, или ослаблением, в заключительном стихе -
внутристиховая,
в начальной строфе - межстиховая.
Начинаю заявление Заявляю продолжение Продолжаю продолжение |
Как обратить тебя к себе, Как лучше мне тебя пронять? Я заявляю о себе! Или тебе не до меня - Все это как мне понимать? Я был, я буду продолжать, Я продолжаю заявление!! Во мне бушует все, и вновь К лицу мне приливает кровь! Качал... И буду!! - я права качать... Не прекращаю продолженье!!! Стена ГЛУХАЯ - несть проблем... Теперь к тебе я - ГЛУХ и НЕМ ! Комментарий. Несистемная цвето-геометрика (слова, буквы), внутри- и межстиховая, в строфе, межстрофическая перекличка, с усилением, цвето-геометрический спондей в заключительном двустишии. |
Хочу пронять Я не могу молчать И буду вновь качать |
Отвернулся –
СЛЕД ЗАТЕРЯН, |
Комментарий. Комплексная несистемная цвето-геометрика. Межстрофическая перекличка слов первых стихов, то же последних - как по геометрии, так по цвету. В первом случае - связь по brown, приводящее в заключительному red-спондею, во втором - ослабление по оттенкам серого, вплоть до полного исчезновения. Общее, по цвету и размеру строфы строфическое ослабление, и, напротив, внезапный спондей в заключение. Смысловая межстрофическая перекличка и рифма слов в стихах... |
Плывем мы в лодке по Я, остро прикусив Смотрю на зубки - А вижу только И волны пенятся, как Морской волны в морской Вновь засверкали зубки - А я смотрю, смотрю на |
губе... губу, губки, губки... губка губе... губки, губки... |
И плещется мой взор в тебе -
Как солнца луч в морской волне...
|
ЖЕЛТЫЙ |
|
Комментарий.На фоне общего для текста строф шрифта - межстрофическая contr- цветовая, но pro- геометрическая, по шрифту, корреляция и усиление, по смыслу - то же, в финальном стихе. Цвето-геометрическая перегрузка, иной вариант цвето-геометрического разрешения см. разд. Избранное. |
|
Плывет в одиночестве старый пульсар,
В конвульсиях, бедный, не вдруг он зашелся,
Любовь, поток чувств его вечно терзает,
Пусть тьма, бесконечность во тьме черных дыр! |
|
Комментарий. Графика, цвето-геометрическая интерпретация по типу аллитерации, то же связь слов, с усилением, как в заключительных стихах - внутристиховая, так межстрофическая, общее эмоциональное цвето-геометрическое усиление. Пример цвето-геометрической перегрузки. См. монографию автора здесь на сайте. |
Пушкина не звали, не желали Видеть - некого сейчас спросить. Против Пушкина интриги зрели... Как узнать, за что, кого винить?.. |
Ща она не любит, не жалеет, Против - надо у нее спросить - Ща её измены зреют, Если нелюбовь, кого винить?.. Стала к Ща вдруг апатична, Лжет ему, срывается на нем, Обжигает Ща мечом, огнем... Это навсегда, навечно? |
Теперь Пу всегда желают Видеть, слушать... Нечего ловить, Против Пу ничто теперь не зреет, Нет ничего, за что бы посадить... Вовсе Пу стал всем небезразличен, А срываться смеет кто на нем, И жечь Пу огнем, мечом? Это навсегда, навечно! |
Зная Пушкина почти что лично, Отыграться думая на нем, Относились полу- безразлично, Обжигали Пушкина огнем... |
Комментарий. Инсинуации на тему эпиграфа. Цвето-геометрические системные (слогистика) и несистемные (варваризм - Shch от Shcheglov, молодежный сленг - Ща от сейчас) построения, ближняя и дальняя межстиховая и межстрофическая перекличка, перекрестные ассоциации. |
|
|
НЕ МЕСТО ВОВСЕ АЛЛЕГОРИЯМ –
ЗДЕСЬ НИЧЕГО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ !
Комментарий. Комплексная несистемная цвето-геометрика. Межстрофическая перекличка слов первых стихов, то же последних - как по геометрии, так по цвету. В первом случае - усиление по оттенкам серого, вплоть до черного, во втором - связь по brown, приводящее в заключительным стихам... Общее по цвету строфическое усиление, вплоть до внезапного двойного black-спондея в заключение. Смысловая межстрофическая перекличка и межстрофическая же рифма слов и фраз в стихах... |
Она, и девичья Мы вместе бродим Мы возлежали Укрыты девичьей Я целовал ее |
коса... по косе, на косе, косой... косу... |
А рядом, тут, стоит...
с косой...
КОСАЯ...
Зырит всю
косу,
И целит... в девичью
косу...
Что поправит энтропию
? |
Комментарий. Начальная и конечная рифма по тексту, визуальное развитие темы к финальному стиху в строфе, выделение начальной рифмы и в заключительных в стихах вопросов и восклицаний, геометрическая симметрия, намеренная асимметрия начальной и конечной рифмовки, цвето-геометрический рефрен. Приближение к панториму. |
Все происходит быстротечно, Здесь энтропия царствует извечно, И наклоняет, гнет тебя беспечно... Всех энтропия давит – ей не лень, Но надо, надо двигаться – смелей! |
|
Борьба ведь с энтропией – это жизнь, Идешь по ниточке - держись! Сегодня, завтра, днем и вечером, Не отклоняйся влево-вправо, и борись - Лишь только так победа будет обеспечена! |
Вдруг пришла меланхолИя, Посетила и пристала. Ничего с тобой не сталось - Возросла лишь энтропия... Энтропия – это хаос, Что засела и осталась. Хаос в мыслях, хаос в чувствах, Отчего? Такой вот казус... Чай разлился на диване, В ванне лампочка разбилась, И очки вдруг развалились - Пребываешь чувств в обмане... Что хандришь, недомогаешь, Всех хандрою заражаешь?.. Что бы меньше энтропизма, Надо больше Оптимизма! |
Все живем мы под давлением, Давит жизнь неимоверно... Атмосферное давление Давит где-нибудь, наверное... Сердце давит здесь, давление Скачет вверх, все превышая... Создается впечатление - Все давление разрушает! Энтропия и давление... То, другое, превышая, Нас тихонько убивает... Обнаружено явление - Тянет на изобретение!!! Это в жизни нам мешает... Сонет. |
Что такое
энтропия, Губит что неторопливо... Ищет, льнет к нам, настигая Долу гнет, и наклоняет, Шанса нам не оставляя... Постепенно гаснут очи. Человек уже не хочет Ничего – и угасает, Его мысли, тело тают... В глазах искры исчезают, Любовь радость не приносит, Сил она не доставляет - Энтропия жатву косит... |
|
Энтропия
верховодит...
Где причина, кто виновен - Ищет мозг - в чем ты греховен... Вдаль давно уже не видит, Что вблизи - он ненавидит... Смерть дружна и энтропия: Если вправо – убивает; Если влево – убывает И зовется эйфория, То, что счастье доставляет. Жизнь же - то, где прозябаем, Ничего не понимая, Лишь смеется энтропия... |
shcheglov.clan.su/ в начало |
Цвето-геометрика стиха. Плодо-овощное. Colour and Geometry of the Verse. Fruits & Vegetables. |
Фрукт и овощ |
Назвать - ты
фрукт,
или ты
овощ важно!
Последнему сопротивляюсь я отважно...
Пусть говорят все около – вокруг,
Что как день ясно – это
фрукт!
Скажи же, честно, что Ты за нос водишь -
Я -
фрукт, или я просто -
овощ?
Когда тебя толкают, бьют и мнут,
И людоеды жизни не дают -
Молчишь, боишься, сжался, да -
Вот настоящий
овощ ты тогда!
Пусть лучше скажут, что ты
фрукт!
Как
овощ
не становишься ты вдруг!
Сопротивляешься, уверен, не молчишь -
Пусть
фрукт,
но так в себе ты
овощ победишь!
Спасибо за картошечку
- чужая! Теперь тебя вот так я называю... Велела ты - чужая! - называть, Или, прости – не угодил опять?.. ЛЕЧО натуральное - Как питание авральное... Когда питаться нечем - Тогда сойдет и лечо! |
Теперь салатик
- никакая! Никак, как ты велишь, я называю. Картошечка, салатик – превосходно, Но - никакая - никуда не годно! Если ЛЕЧО натуральное, Почему ж оно авральное? И хоть слово неприличное, Остальное же - отличное!! |
Огурчики, спасибо
- дорогая, Так, наконец, тебя я называю!.. Вот именно такая, и раз пять, Готов я - дорогою - называть!! И пусть мое питание ЛЕЧО! Лучшее оно на свете! И никакое не авральное, А супер- натуральное!!! |
shcheglov.clan.su/ в начало |
Цвето-геометрика стиха. Полу- детское. Colour and Geometry of the Verse. Half- Baby & Terrible. |
Козявка длинношеяя |
Комментарий. Цвето-геометрическая интерпретация проявлений по типу аллитерации, то же связь вводного и заключительного стиха. |
Заполз к нам жук страшенный - Какой он здоровенный! Все тотчас испугались, По щелям разбежались! Остались только малые Детишки - оччень смелые!! А папы, оробелые, По щелям где-то, с мамами... |
|
Стал ломиться к нам чувак, Оказался он чудак... С сумкой денег он пришел, Предлагает – не берем! Вновь ломился к нам чувак, Оказалось - все не так. С пустой сумкой он пришел, Денег просит – не даем! |
Ты
темный ,
или
бледный ?
Комментарий. Демонстрационныe примеры. Комплексная несистемная цвето-геометрика, в последнем случае - примеры цвето-геометрической перегрузки. |
shcheglov.clan.su/ в начало |
Цвето-геометрика стиха. Всяко-разное. Colour and Geometry of the Verse. Different. |
Бедлам |
Черных ,
белых ,
Комментарий. Цвето-геометрический разнобой в изображении хаотического явления. Тривиальная характеристика объектов речи. |
Вот вечереет, где-то шесть, |
Комментарий. Пример
комплексного применения цвето-геометрики - напряженность отображается затемнением шрифта, строфическое повторение, строфа-лесенка,
аллитерации и выделенность ключевых слов.
Фонтан Идей* Комментарий. "Неограниченность" и "ограниченность" демонстрируются размером, типом и цветом шрифта. Графика из серии Воздушные зАмки - см. Главная >> Дополнительные материалы >> Машинная графика. |
Colour and Geometry of the Verse is the Ezop's Language of Poetry.
Dr. Gennady P. Shcheglov, Ev. Esq.